11.09.2019 . 21:10
Питер и Новороссийск.
13 сентября - Санкт-петербург, 14 сентября - Новороссийск. ...
06.09.2019 . 09:35
С днём рожденья, Мария!
Поздравляем с днём рожденья Машу Макарову! ...
02.09.2019 . 11:25
Праздничный вечер!
Москва, 7 сентября, суббота, праздничный вечер Маши Макаровой! ...
19.08.2019 . 15:25
С днём рожденья, Макс!
Поздравляем с днём рожденья Макса Хомича! ...
16.08.2019 . 23:45
"Здравствуй, Арарат" в "Чартовой дюжине".
Песня Группы претендует на попадание в основной хит-парад, голосуем! ...
Все новости

"Слу-ша-а-ай! Хорошего радио должно быть много"

Монотонный речитатив из радиоприемника старенького "жигуленка", застрявшего в утренней пробке, откровенно говоря, не впечатляет. Хочется музыки озорной, бодрящей - хоть так поднять настроение. "Дяденька, а чего-нибудь повеселее нельзя?" Дяденька хмуро крутит ручку настройки и бурчит, что развелось, мол, этих радиостанций, а толку никакого - музыка все больше "аглицкая", и вообще бред в эфире, куда интересно начальство смотрит? "Иксы", "Пятерка", "Рокс" - дяденька пробует тихо материться, осекается, и из пробки мы выезжаем под уныло-скрипичные пассажи.
Думаю, что я не открою Америку для многих кубанцев невеселым предположением: пик популярности местных радиостанций пришелся на минувший, 95-й, год.
Нынче краснодарцы предпочитают слушать "Модерн", угорая от питерского стеба, выговора и своеобразия. К местному же радио многие имеют претензии. Малолетние девочки, еще недавно неистово визжавшие при первых звуках голосов кумиров ди-джеев, сегодня жалуются на их грубость, зазнайство и решительное нежелание продолжать знакомство "за эфиром". Люди, мало-мальски сведущие в "радийных" вопросах, упрекают ди-джеев в однобокости подачи музыки ("каждый на свой вкус песенки ставит, а мы страдай от этого!"), косноязычии, кубанском прононсировании английского, отсутствии профессионализма как такового.
Стоп! Прежде чем говорить о профессионализме, в пору разобраться, для чего вообще радио нужно и как оно делается...
С одной стороны, все проще простого. Команда единомышленников, одержимая идеей, имеющая представление о режиссуре и коммерции, плюс начальный капитал. Плюс примирение с мыслью, что радио - неприбыльная структура, а частное радио в качестве своей основной функции выносит утверждение: музыка должна создавать жизненный фон. Не более.
Появление два с половиной года назад "Ферматы" произвело в Краснодаре фурор. Еще бы! Музыка лилась из приемников целыми днями, на радио можно было позвонить и заказать песню, просто сказать в прямом эфире несколько слов. На весь город! Слушать радио постепенно вошло в привычку: дома, на работе, в машине, в веселых и не очень компаниях. Под "Фермату" даже встречали Новый год. А в радиоэфир тем временем вышли "Иксы" и "Зодиак", преобразовавшийся позже в "Радио 5".
Впрочем, все новое постепенно приедается. И пусть телефоны местных радиостанций и сегодня зачастую отвечают короткими гудочками, но на тихий уход "Пионера" со сцены, вернее из эфира, город прореагировал весьма вяло: подумаешь, покрути настройку чуть левее - та же музыка на целый день.
Сегодняшние слушатели к радио предъявляют жесткие требования - мне должно быть интересно и не напряжно. Иначе слушать не буду.
А из приемника тем временем звучит интригующее: "Радио X" - самое загадочное радио в городе".
Чем же эта загадочность определяется? И вообще, насколько профессионально "Радио X" по сравнению со столичными радиостанциями? Свои вопросики с подковыркой я адресовала "иксовским" ди-джеям Семену Чайке и Косте Симору.
- Нас невозможно предугадать - нет застоя, топтания на месте. Мы, как говорится, не упираемся рогом в землю - постоянный поиск новой подачи музыки, новых решений - неожиданных, впечатляющих, - ди-джеи, зашедшие в "Молодежку", держались уверенно, были полны сил и энергии. На жизнь, впрочем, смотрели трезво, ясно осознавая консерватизм краснодарских слушателей, которые зачастую склоняются к обывательским суждениям: мол, если Москва - то непременно круто, профессионально.
Кстати, а из чего складывается этот самый профессионализм? Что касается ди-джеев, тут все понятно: краткость, то бишь лаконичность, сестра таланта. Одной маленькой, короткой фразой ди-джей должен уметь выразить целую философию, поднять настроение многотысячной аудитории, прибавить бодрости духа. В Москве, допустим, прежде чем выпустить ди-джея в прямой эфир, с ним около месяца работают стилисты, режиссеры, старшие товарищи. На "Иксах" ди-джеи тоже проходят "селекционный отбор". Работа на радио отнюдь не способ зарабатывания денег (кого сегодня устроят 300 - 400 тысяч?), это, скорее, образ жизни: музыкальность, умение импровизировать, коммуникабельность. Классный ди-джей всегда нейтрален, он не будет навязывать свое мнение, убеждать с пеной у рта, тем паче демонстрировать плохое настроение.
Что же касается профессионализма радио в целом, то существуют такие понятия, как "плэй-лист" и "формат", успешно применяющиеся на многих популярных радиостанциях. Формат определяет направления звучащей на радио музыки. В соответствии с ним запрограммированный компьютер выдает "плэй-листы" - грубо говоря, список песен на каждый час. Ди-джей садится за пульт и работает. Ни тебе головной боли: что же поставить, ни грубых несостыковок в композициях, ни, тем более, предвзятого отношения: нравится мне тяжелый рок, вот его-то и будем слушать. А как с такими профессиональными штучками обстоят дела на "Радио X"?
- Формат "Радио X" - хорошее настроение, - помимо ди-джейства Семен Чайка еще и программный директор радио. - Мы рассчитываем на слушателей "взросло-молодого" возраста. Это выражается и в манере подачи информации, и в некотором смешении стилей и направлений. Задача - привить хороший вкус, у нас не прокатывает дешевая и фривольно-вульгарная попса. Мы хотим делать цельное радио. Нет, "плэй-листы" пока не применяем - мощность не позволяет, нет соответствующей компьютерной программы. В нашей фонотеке около 300 компакт-дисков и порядка 3000 кассет. Выбор большой.
- Стоп-стоп-стоп! Только что мы говорили о нейтральности ди-джеев, и тут же формулировка о привитии хорошего вкуса. Без обиды, ребята, но кто вы такие, чтобы этот вкус определять почти миллионному Краснодару плюс 60-километровому радиусу его окрестностей?
- Во-первых, существует понятие общепринятого вкуса, - Семен и Костя вовсе не обижаются, они готовы спорить и убеждать. - Во-вторых, у нас есть опыт и жизненный, и музыкальный. Все семь ди-джеев "Радио X" - люди неординарные. Семен - актер, Костя - будущий психолог, Игорь Щеткин - аспирант, Дима Вакула - бывший музыкант "Гуляй-поле", Яна Севостьянова - солистка экс-"Комбинации" - группы "Русские девочки", Ольга Кияница имеет непосредственное отношение к французской филологии, ну а Слава Вакурин - просто талантливый человек. Радио делают личности. Прежде всего, чтобы собрать вокруг себя круг слушателей-личностей. Наш вкус подтверждается опытом и кругозором.
- Многие слушатели сетуют на малое количество русской музыки, скучность тематических программ, а зачастую и на их "содранность" с московских и западных радиостанций...
- Велосипед нельзя изобрести дважды - это по поводу и рекламных роликов, и тематических программ. Какие бы то ни было повторы случайны, мы работаем самостоятельно. Многих слушателей волнует вопрос: этично ли разговаривать в прямом эфире на интимные темы? А почему бы и нет? Популярное радио должно иметь элемент скандальности, но не преступать грани трезвого смысла.
- "Звездную болезнь" местных ди-джеев в последнее время все чаще называют "звездным маразмом". Не слишком ли заносчиво и амбициозно ваше радио?
- Почему-то многие забывают, что ди-джеи тоже люди. Грубость, конечно же, исключение, но что делать, когда ночных ди-джеев начинают, в прямом смысле слова домогаться, когда звонят выпившие?..
- Не боитесь конкуренции? Того, что вас полностью задавит "Модерн" или, допустим, постигнет участь "Пионера"?
- "Модерн" - хорошее радио, - задумчиво тянет Симор, - интересное, но крезовое, чересчур уж скандальное. Тем более питерцы работают в другом направлении, рассчитанном на определенный слой населения. Скажем, на людей с определенной психикой. И потом, питерский стеб и краснодарский - понятия разного плана.
- Пошлое радио, - несколько категорично заявляет Чайка.
Что касается информационной насыщенности радио, то "иксовские" ди-джеи корректно так спросили: "А есть ли в Краснодаре информационное агентство?". Руками разводить пришлось мне. Так же, как и желать успехов в первую очередь не на творческом поприще, а в поиске спонсоров, меценатов, богатых рекламодателей. Потому что идеальный вариант для всякого радио вовсе не музыка на любой вкус, скорее работа на определенный круг слушателей, которые это радио любят, знают и ждут.
Так в чем же корень зла: в отсутствии денег или профессионализма? Мои сомнения окончательно развеял бывший "пионерский" ди-джей с самой, пожалуй, скандальной репутацией. Напрасно я ожидала упреков, поливания грязью и развенчания авторитетов. Андрей Андреев убедил меня, что краснодарские ди-джеи такие же, как и столичные, - веселые, бесшабашные, заводные ребята. Правда, столичные в отличие от наших имеют хорошее техническое обеспечение, развитый менеджмент и соответственно высокую окупаемость своей работы. Если, к примеру, "Европа Плюс" владеет огромными инвестициями, то это и дает ей выигрышные варианты для раскрутки, более того, в определенной степени позволяет контролировать рынок. Если ди-джеи "Модерна" ставят на "звездный" подход к себе ("Я делаю себя для тебя!"), это срабатывает, радио слушают. Хорошее радио, с одной стороны, подразумевает жесткие рамки, с другой - полную свободу действий. Ракета долетит до цели только тогда, констатировал Андреев, когда заправлена топливом полностью.
Может быть, заелись мы, радиослушатели, думаю я, - то не так, это неправильно. Кубанское "гэ", ломаный английский, сексуальные полуночные разговоры, что там еще меня не устраивает? Неужто "Маяк" лучше? Пытаюсь пересчитать по пальцам всех краснодарских ди-джеев... Люди, которые за два года сделали себе имя, наполнили город музыкой. Хорошей? Плохой? Но наполнили же! И вряд ли кто-то рискнет назвать их авторитет дешевым.
- Будущее краснодарского радио? - знаменитая "звезда кефира" Маша Макарова делает полуудивленную гримаску. - Решите финансовые проблемы, вот вам и будущее!
По-моему, стоит согласиться. Тем более, из приемника снова доносится: "Слуша-а-ай! Хорошего радио должно быть много!".

«Молодежная газета»,
(спецвыпуск газеты «Краснодарские известия»)
9-16 марта 1996 г.,
стр. 5

Опубликована: 08.03.2015
Автор: Валентина Артюхина


Оценка(2)
Оценить материал:  

Комментарии

Гости не могут добавлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.